Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.
Целью методической работы в СП "Юсьвинский детский сад "Солнышко" является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
Создание эффективных условий для всестороннего непрерывного развития детей, качества профессионального развития педагогов дошкольного учреждения, взаимодействия с семьей определяет основные задачи методической работы:
1. Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации.
2. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов ДОУ.
3. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.
4. Координация деятельности ДОУ и семье в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.
5. Координация деятельности ДОУ с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и ДОУ в целом.
6. Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.
Подходы к организации методической работы
в ДОУ основаны на:
- системно-деятельном подходе: понимании целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;
- личностно-ориентированном подходе: обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом, направленности на развитие
- профессиональных и личностных качеств педагогов на примере заведующего, старшего воспитателя;
- дифференцированном подходе: учете уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в ДОУ;
- подход свободного самоопределения: свободном выборе каждым педагогом образовательных программ и путей самореализации;
- мотивационно-стимулирующий подход: использовании различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;
- коррекционный подход: своевременном устранении выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих.
Направления методической работы
Методический кабинет как центр методической работы.
Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет - это копилка лучших традиций дошкольного учреждения.
Методический кабинет дошкольного учреждения должен соответствовать таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии.
Реализация информационно - аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.
Модель методического кабинета ДОУ
БАНК ВНЕШНЕЙ ИНФОРМАЦИИ |
Нормативно-правовые документы Законодательства Российской Федерации; Организация методической работы в дошкольном учреждении; Развитие ребенка в образовательном пространстве дошкольного учреждения; Организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и школой; Информация периодических изданий дошкольного образования; |
БАНК ВНУТРЕННЕЙ ИНФОРМАЦИИ |
Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ; Планирование деятельности ДОУ; Организация и руководство образовательной деятельности ДОУ; Контроль и регулирование образовательной деятельности ДОУ; |
В методическом кабинете ДОУ постоянно действуют выставки:
- Идет аттестация!
- К праздничным датам.
- Подготовка к педсовету.
В методическом кабинете также представлены материалы, отражающие мастерство педагогов:
- план – график повышения квалификации педагогов;
- план аттестации педагогических кадров;
- передовой педагогический опыт.
Полезные ссылки
Сайты педагогических сообществ
- www.schoolexpert.ru - сайт общероссийского педагогического экспертного Интернет-сообщества
- www.1september.ru - издательский дом "Первое сентября", газета "Дошкольное образование"
- www.km-school.ru - "КМ-Школа"
- www.it-n.ru - сеть творческих учителей
- www.intergu.ru - интернет-государство учителей
- www.zavuch.info - завуч-Инфо
- www.pedsovet.su - газета "Педсовет"
- www.dovosp.ru - научно-методический журнал "Дошкольное воспитание" и иллюстрированный методический журнал "Ребенок в детском саду"
- www.ts-sfera.ru - научно-практический журнал "Управление дошкольным образовательным учреждением"
- www.obruh.ru - научно-популярный и методический журнал "Обруч"
- www.vestniknews.ru - сборник приказов и инструкций Министерства образования и науки "Вестник образования России", научно-практический журнал "Одаренный ребенок", журнал для родителей и педагогов "Детский досуг", газета "Детский сад со всех сторон", газета "Управление. Детский сад от А до Я", научно-практический журнал "Дошкольная педагогика", научно-практический журнал "Методист", журнал "Справочник старшего воспитателя"
- http://prosv@prosv.ru - издательство "Просвещение"
- http://sdo-journal.ru - "Современное дошкольное образование: теория и практика"
- http://www.kindereducation.com/ - дошколёнок. Воспитание, обучение и развлечение детей
- http://www.dovosp.ru/ - журналы: "Дошкольное воспитание", "Музыкальный руководитель", "Ребенок в детском саду"
Сайты для родителей и воспитателей
- www.lenagold.ru - картинки для оформления
- www.youtube.com - сайт видеороликов
- http://www.solnet.ee. - развивающие игры для дошкольников, рекомендации для родителей и воспитателей
- http://www.2mm.ru/razvitie/815 - интересная информация для родителей и воспитателей ДОУ
- http://www.moi-detsad.ru/ - всё о воспитании детей
- http://stoys.narod.ru/toys.html - мягкие игрушки - своими руками
- http://allforchildren.ru/ - ВСЁ ДЛЯ ДЕТЕЙ: игры, загадки, раскраски, колыбельные, потешки, пословицы, скороговорки, поделки и многое другое
- http://detsad.kittysite.net/ - раскраски, картинки для развития детей
- http://www.ourkids.ru/ - развивающие игры, логопедия, творческие задания, книги, рукоделие, английский и др.
- http://www.danilova.ru/ - всё о раннем развитии
- http://www.razvivashki.ru/ - развивающие игры для детей
- http://doshvozrast.ru/igra/igra.htm - игровая деятельность дошкольника
- http://www.sakhalin.ru/boomerang/Drevesnue/podelki.htm - поделки из природного материала
- http://risingstar.intwayblog.net/ - сценарии праздников
- http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0056.shtml - копилка развивающих методик для детей
- http://doshvozrast.ru/metodich/metodich.htm - методическая работа и планирование
- http://www.ivalex.vistcom.ru - «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и дома»
- http://www.detskiysad.ru - всё для детского сада
- http://pedlib.ru - педагогическая библиотека
- http://mirknig.com.- художественные книги для детей, методическая литература
Тест для молодого специалиста на определение его педагогической стрессоустойчивости
(Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)
Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста:
1. Поступление на работу в детский сад:
А. Не ищи зайца в бору – на опушке сидит.
Б. Ехал к вам, да заехал к нам.
В. Попался, как ворона в суп.
2. Посвящение в должность воспитателя:
А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют.
Б. Летать летаю, а сесть не дают.
В. Напишешь пером, что не вывезешь волом.
3. Первый самостоятельный опыт:
А. Прежде веку не помрешь.
Б. Его пошли, да сам за ним иди.
В. Как ступил, так и по уши в воду.
4. Отношение к наставничеству:
А. Наука учит только умного.
Б. Болящий ожидает здравия даже до смерти.
В. Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал.
5. Проведение занятий с детьми:
А. Не бьет стрела татарина.
Б. Учи других – и сам поймешь.
В. Ехала кума неведомо куда.
6. Проведение режимных моментов:
А. День в день, топор в день.
Б. Жив, жив Курилка.
В. Что ни хвать, то ерш, да еж.
7. Родительские собрания:
А. Не трудно сделать, да трудно задумать.
Б. Первый блин комом.
В. Жаловался всем, да никто не слушает.
8. Участие в педагогических советах в ДОУ:
А. Живет и эта песня для почину.
Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля.
В. Фасон дороже приклада.
9. Конец учебного года:
А. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что
доброго мастерства.
Б. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.
В. Вечер плач, а заутре радость.
Ключ к тесту
Если у Вас преобладают ответы:
"А" – у Вас сформированы устойчивые представления о себе как "идеальном педагоге" (каким бы Вы хотели стать), "потенциальном педагоге" (каким бы Вы могли стать) и "реальном педагоге" (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности.
"Б" – у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны – и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности.
"В" – У Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя – педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!
Стрессоустойчивость:
для ответов типа "А" – нормальная.
для ответов типа " Б" – неустойчивая.
для ответов типа "В" – свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической профессии.
Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы
(Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)
Отметьте, какие из пословиц русского народа, на Ваш взгляд, в наибольшей степени соответствуют представлениям о Вашей деятельности:
1. Воспитатель детского сада – это:
А. Добрая лошадка все свезет.
Б. Без матки пчелки – пропащие детки.
В. Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копия вскормлены.
2. Педагогический коллектив – это:
А. В мире, что в море.
Б. У одной овечки да семь пастухов.
В. Склеенная посуда два века живет.
3. Обучать детей – значит:
А. Что посеешь – то и пожнешь.
Б. Была бы нитка, дойдем и до клубка.
В. В дорогу идти – пятеры лапти сплести.
4. Воспитывать детей – значит:
А. Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет.
Б. Перемелется – все мука будет.
В. Наказом воевода крепок.
5. Развивать детей – значит:
А. Сей день не без завтра.
Б. Высоко летаешь, да низко садишься.
В. Палка о двух концах.
6. Работа с родителями – это:
А. Бумага некупленная, письмо домашнее.
Б. В добрый час молвить, в худой промолчать.
В. По способу пешего хождения.
Ключ к тесту
Если у Вас преобладают ответы:
"А" – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функций воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что Вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности. Преимущество Вашей работы в качестве наставника заключается в том, что Вы ориентированы на когнитивную практику работы с молодыми специалистами, т. е. способны показать, чему нужно учить детей и как это лучше всего делать. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание дидактического, "поучающего" стиля взаимодействия. Постарайтесь быть демократичнее!
"Б" – у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего Вам удается реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы ориентированы на эмотивную и креативную практику работы с ними, т. е. способны оказать психологическую поддержка и продемонстрировать весь педагогический потенциал Вашего подопечного. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание излишне демократического и либерального стиля взаимодействия. Иногда Вашему подопечному может понадобиться и четкая инструкция для ориентирования в сложных педагогических ситуациях.
"В" – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы можете научить их усматривать педагогическую проблему в разных ее проявлениях и упрощать ее (в сложных ситуациях выделять 1–2 ключевые составляющие проблемы), а также объединять свои усилия с другими специалистами ДОУ и родителями детей для достижения оптимальных результатов педагогического процесса. Отрицательным моментом.