Декларация о правах ребенка
В 1990 году наша страна ратифицировала важнейший международный документ - Конвенцию о правах ребенка,
в которой впервые ребенок рассматривается не только как объект,
требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому
представлен весь спектр прав человека. Конвенция о правах ребенка
-правовой документ высокого международного стандарта и большого
педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и
полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает
строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых
нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм ,уважение
и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Реализация прав ребенка включает:
-защиту его от всех форм жестокого обращения,
-права на охрану здоровья,
-защиту его права на образование,
-права на игру,
-права на сохранение своей индивидуальности.
Право ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения.
Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам РФ ребенок имеет право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления. В «Комментариях
к Закону РФ «Об образовании» четко указано, что к формам
психического насилия относятся угрозы, преднамеренная изоляция,
предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и
возможностям ребенка, систематическая и необоснованная критика. Когда
ребенку наносится физическая или психическая травма, последствия могут
быть ближайшими и отдаленными. Впоследствии такие дети неспособны
добиться успехов в учебе, профессиональном труде, у них нарушается
представление о себе, возникает ощущение беспомощности, как правило,
они часто вовлекаются в преступную среду, у них возникают трудности в
создании своей семьи.
Право ребенка на здоровье.
Конвенция о правах ребенка определяет, что "каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь"(ст.6),а государство и взрослые должны обеспечить»право
ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного,
духовного, нравственного и социального развития» (ст.27,п.1).
В
России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на
охрану здоровья детей. В Законе»Об образовании» указано, что
«образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и
укрепление здоровья обучающихся воспитанников».
Право ребенка на образование.
Статьи 28-29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка жизни к сознательной всвободном обществе. Все
программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ прав
ребенка. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются
уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными
положениями и разнообразными подходами к организации педагогического процесса в детском саду.
Право ребенка на игру.
Ответственность за обеспечение
интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и
органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы
способствовать осуществлению указанного права»,- утверждает Декларация
прав ребенка. Знание и понимание права ребенка на игру всеми
участниками образовательного процесса, соответствующая организация этого
вида деятельности позволяет осуществить полноценное развитие ребенка
при условии совместных усилий семьи и детского сада.
Право ребенка на сохранение своей индивидуальности.
«Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности»(ст.8).
У каждого человека своя
индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим.
Индивидуальность- великий дар природы, но его легко уничтожить в
детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только
понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать
свою индивидуальность.
|