Предметно-развивающая среда МБДОУ в группах создана с учетом следующих принципов:
№
|
Принципы
|
Краткая характеристика среды
|
1
|
Информированности
|
Организация пространственной среды предоставляет детям возможность для самостоятельного изучения окружающих предметов, стремление к исследованию,
развитию познавательных интересов: (справочники, энциклопедии, атласы, картотеки, иллюстративный материал и пр.). На собственном опыте приобретает знания.
|
2
|
Вариативности
|
Предполагает развитие ребенка в активной содержательной деятельности, где формируются его физические функции, сенсорные навыки, накапливается жизненный опыт, учится сопоставлять предметы и явления.
|
3
|
Комплектования и гибкого зонирования
|
Жизненное пространство дает возможность построения непересекающихся сфер активности, что позволяет детям в одно и то же время свободно заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности.
|
4
|
Стабильности, динамичности
|
Проявляется в постоянном составе группы, педагогах, работающих с детьми, помещениях, закрепленных за группой.
Мебель и оборудование достаточно легки и устойчивы, предполагают ограничивать или расширять игровое пространство
|
5
|
Учета половой специфики
|
Предполагает предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам реализовать свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужества и женственности
|
6
|
Интеграции образовательных областей
|
Предполагает взаимопроникновение размещения материалов и пособий в другие зоны для установлении взаимосвязи между предметами и явлениями.
|
В качестве ориентиров для подбора игр, игрушек, дидактического материала, издательской продукции (далее оборудование) выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе
I. Игровая деятельность
|
№
|
Основные группы игр
|
Краткая характеристика игрового материала
|
1
|
Сюжетные игры
(сюжетно- ролевые, режиссерские, театрализованные)
|
предметы оперирования
- игрушки персонажи
- маркеры (знаки игрового пространства)
- предметы-заместители
- мебель, посуда, одежда, наборы одежды и постельных принадлежностей
- маски, шапочки, предметы для ряженья и театрализации (ширмы, костюмы, декорации, пр.)
|
2
|
Строительные игры
|
строительные наборы, в т.ч. тематические
- конструкторы
- природный материал
- предметы-заместители
- сборные модели, макеты
- схемы построек
|
3
|
Игры-экспериментирования
|
схемы, модели, таблицы с алгоритмами
- природный материал
- песочные часы, микроскоп, лупы
- комнатные растения
- календари
- технические материалы
- сыпучие материалы
- различные емкости
- вспомогательные материалы
|
4
|
Игры с правилами
|
настольно-печатные игры
- атрибуты для проведения подвижных и спортивных игр
|
II. Продуктивная деятельность
|
1.
|
Оборудование для изобразительной деятельности
|
Материалы
- для рисования, лепки, аппликации,
|
2.
|
Оборудование для конструирования и ручного труда
|
-строительный материал
- конструкторы
- природный и бросовый материал
- бумага, картон, лоскутки ткани и пр.
|
3.
|
Оборудование общего назначения
|
- доска для рисования
- фланелеграф
- доска для размещения работ
|
III. Двигательная деятельность:
Материалы и оборудование для двигательной активности включают в себя следующие типы оборудования для:
· ходьбы, бега и равновесия
· прыжков
· катания, бросания и ловли
· ползания и лазания
· общеразвивающих упражнений
|
IV. Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности
|
|
Типы материалов
|
Краткая характеристика
|
1.
|
Объекты для исследования в реальном времени
|
- материалы для сенсорного развития (вкладыши- формы, объекты для сериации и др.)
- природные объекты (коллекции минералов, природный материал и пр.)
|
2.
|
Образно-символический материал
|
специальные наглядные пособия, представляющие детям мир вещей и событий
|
3.
|
Нормативно-знаковый материал
|
разнообразные наборы букв и цифр, знаков, алфавитные таблицы и т.п.
|
Образовательные области
|
Макро и микросреда
|
Физическое развитие
|
Спортивный зал, спортивная площадка, физкультурные центры с оборудованием для развития основных видов движения
|
Безопасность
|
Пособия и дидактические игры на формирование безопасного поведения в природе, на дороге, пожарной безопасности, личной безопасности.
|
Здоровье
|
Спортивный зал, спортивная площадка, пособия по приобщению детей к здоровому образу жизни
|
Социализация
|
Центры игр, ширмы, игровой материал для режиссерских игр, познавательная литература, дидактические игры по патриотическому воспитанию, макеты
|
Коммуникация
|
Центр речевой компетентности в группах
|
Познание
|
Познавательная литература, огород, цветники, дидактические и интеллектуально-развивающие игры и пособия
|
Труд
|
Оборудование для всех видов труда, пособия по ознакомлению с трудом взрослых
|
Музыка
|
Музыкальный зал, музыкальные центры в группах
|
Чтение художественной литературы
|
Книжные уголки в группах, художественная литература, иллюстративный материал
|
Художественное творчество
|
Центры изобразительной деятельности
|
|
|
|
|
|
|
Обустройство и оформление внутренних помещений и участков продумано с точки зрения безопасности жизни и здоровья детей, а также с учетом многовариантного использования их в игре.
Предметно - развивающая среда, организованная педагогами, служит интересам и потребностям детей, а ее элементы - оборудование, игры, игрушки, дидактический материал – развитию ребенка.
В групповых комнатах педагогами совместно с родителями созданы зоны для свободной познавательной и двигательной деятельности, сюжетно - ролевых игр.
Группы включают в себя центры ролевой игры, грамотности, математики, искусства, здоровья, строительно - конструктивных игр с соответствующим оснащением дидактическими и игровыми пособиями. Именно здесь, в центрах активности, наши воспитанники учатся в игре, взаимодействуя с разнообразными объектами и материалами, а также друг с другом.
|